Новосибирск – Горная
Шория – Шинок – Актру и обратно.
24-30 июля 2005 г.
24.07.05
8-38. Старт. Бензин – полный бак, 1894 км после кап. ремонта АКПП месяц назад.
Выезжаем через Раздольное – Плотниково. Пасмурно, слегка капает дождик. По дороге в низинках туман.
Дорога немного лучше, чем в конце мая (ездили на Столбы и в Хакасию), но совсем
немного. Как обычно, перед новосибирским ДПС следы
старой бомбардировки, и только лошади на границе с Кузбассом возвещают
появление нормальной дороги.
Журавли в 10-20, Л-Кузнецкий
– 11-10. Тут немного для первого раза поплутали. Но дальше – награда за всё.
Дорога до Новокузнецкого кольца – просто сказка. Две полосы туда-сюда,
разделительный газон, двухуровневые развязки… 130 км за час с
небольшим. Можно было бы и быстрее, но мы же отдыхаем, по сторонам смотрим,
общаемся.
12-25. Кольцо перед Н-Кузнецком. Не сразу понял, куда
дальше, вся дорога в разметке и ДПС с интересом наблюдает мои метания через
сплошные полосы. Однако обошлось. Остановились, что бы определиться с дальнейшим
маршрутом. Вышел из машины – жара! Ближайшая цель – Кузедеево, но как-то всё
неоднозначно… В общем, пролетели до Притомского.
Оттуда – строго на юг. Однако осталось ощущение, что можно было короче.
В 13-10 облизнули сбоку Кузедеево, теперь впереди Таштагол.
И вот - Горная Шория! Пейзаж заметно изменился,
на горизонте выросли горы, дорога стала
извилистее, появились спуски–подъёмы. Чем-то напоминает дорогу на Телецкое, и немного – Дивногорск–Бирюса. Постепенно
появляются темные мшистые ели, ближе Таштаголу – кедры. Очень красив Мундыбаш –
«ворота Горной Шории», открывается внезапно из ущелья, и сразу на солнце
загораются золотые церковные купола. Темир-Тау, длинный Каз…
Здесь первый раз подзаправились, 20 л. Всё время рядом железная дорога,
когда проходит электричка – ощущение нереальности – горы, тайга – и вдруг
какое-то домашнее, пригородное существо.
14-40 – Таштагол. Приятный город. Горожане очень любят
гостей, но больше себя и свой город, о чём свидетельствует огромные плакаты:
«Таштогол приветствует гостей»,
«Таштагол – это
я, Таштагол – это мы, Таштагол – это лучшие люди страны!».
Все ходят с сотовыми телефонами, звонят друг другу, а
у нас – «нет сети». Мой вопрос – «какая тут сеть» - был не очень понят. «Обычная, билайн и мегафон». Ну и ладно. Зато есть холодное
пиво, а ехать всего километров 50 осталось. Впереди – Усть–Кабырза и Мрас-Су. Чудные, неизведанные имена. А
асфальт закончился, и началась щебенка. Хорошая. 80
км/ч легко. Но мы опять же не торопимся, глазеем по
сторонам. Горы почему-то становятся ниже, зато в Усть-Кезесе (кстати, красивое
место) обнаруживаем, что находимся на территории Шорского национального парка.
«Посещение платное, по путевкам».
16-08, ровно 600(!) км от Новосибирска – Усть-Кабырза.
Мрас-Су вбирает в себя Кабырзу и чуть ниже – Пызас. Место очень красивое,
Мрас-Су после слияния с Пызасом делает резкий поворот и из долины уходит в
ущелье. Ну, может, и не ущелье, а ложбинка между горами, но всё равно красиво.
Мрас-Су и Пызас некоторое время бегут рядом, между ними метров 30.Обе реки
быстрые, каменистые, но теплые. Мрас-Су шириной с Иню, Пызас – метров 10.
Отличное купание, заходишь повыше по течению, и падаешь в воду – дальше всё
само собой происходит. Река тащит, крутит, иногда катает по каменистому дну.
После поездки – просто благодать. Говорят, в сентябре хорошо идет хариус, и
урожай шишки ожидается в этом году отменный.
Немного паутов, комары залетали буквально на час вечером.
Усть-Кабырза ещё и тем интересна,
что отсюда, по словам местных, тянут две дороги: в Хакасию (через Таштып), и в
Горный Алтай, в Турочак (хотя вроде из Таштагола ближе). Совсем недавно в
деревню протянули ЛЭП, на берегу Мрас-Су уже стоят кемпинги.
24.07.05
8-45. Сегодня планировали заехать в Шерегеш,
посмотреть гору Зеленая, далее – через Кузедеево в
Бийск-Белокуриху. Расстояние около 400 км, после обеда будем в Белокурихе, там на Церковку поднимемся (мечты, мечты…). Однако начало
было вполне реальное – выспались, лениво потянулись, позавтракали, напоследок
полюбовались Мрас-Су и неторопливо поехали. Забыл кроссовки! Пришлось
вернуться, и именно это наложило отпечаток на все события сегодняшнего дня.
9-40. Совсем немного осталось до Таштагола, и тут
лопнуло заднее правое. Да хорошо так, радиальный порез
практически по всей боковине. Восстановлению не подлежит. Ставим запаску, и
дальше, в Шерегеш. Это же крупнейший горнолыжный центр, там шиномонтажек должно
быть немеряно.
10-35, Шерегеш. Единственная
СТО с шиномонтажкой. Нужного размера нет, покупать пару новых
– жаба давит. Волею судеб в багажнике лежит б/у
всесезонка «Обсерва», она и спасла положение. (Второй раз перед дальней
поездкой оставил в багажнике резину, и снова пригодилась, практически спасла). Ну Шерегеш и Шерегеш. Жарко, пыльно, зона. Заправка 40 л. На
Зеленой всё строится, гремит, грохочет, к зимнему
сезону готовится. Быстрей отсюда!
13-30 Кузеедево. Снова по дороге
любовались Мундебашем. Настроение оптимистичное. Судя по карте, до Бийска
меньше 200 км, дорога после поворота налево тоже радовала. Сначала. Пока я не
произнес вслух что-то вроде: «Свежий асфальт, наверное, к нашему приезду
положили». Вот это была крупнейшая ошибка. Совсем скоро дорога постепенно
перестала быть. Сначала это было похоже на участок Барнаул-Бийск 3-х летней
давности – в низинке и на спуске-подъеме делают дорогу, а рядом отсыпали
объезд. Однако здесь обошлись всего одним таким участком, а дальше, примерно на
границе Кемеровской области и Алтайского края было так.
Жара. Дороги нет вообще. То место, где она когда-то
была, завалено грудами щебня вперемешку с глиной и песком. Пыль от горизонта до
горизонта. Впереди и сзади смутно угадываются ревущие КАМАЗы и какие-то жуткие
бульдозеры. Объезда нет. Хилая тропка петляет между наваленными горами какой-то
породы, и её тут же заваливают неугомонные КАМАЗы. Иногда приходится нырять с
откоса и потом снова на него взбираться. На вопрос «Долго ещё такой дороги?»
дорожные рабочие в оранжевых жилетах радостно отвечают: «До Бийска!».
Запомнился эпизод: впереди груженый КАМАЗ, в облаке
пыли. За ним я. Собственно КАМАЗа не видно, ориентируюсь лишь по перемещению
пылевого облака, в котором сам и еду. Сзади нагоняет второе облако, там,
внутри, тоже КАМАЗ, Очень хорошо понимаю, что второй КАМАЗ и не подозревает, что между ним и первым пытается
двигаться Toyota-Camry. Первый КАМАЗ дороги не выбирает, а мне бы хотелось,
но не могу себе позволить – такое ощущение, что стоит чуть притормозить, как
окажешься под вторым. Под брюхом противный скрежет…
Однако судьбе было угодно, чтобы мы
доехали-таки до Ельцовки. Всего 70 с небольшим километров от Кузедеево, а хочется есть, мыться, отдыхать, спать. В итоге только поели.
Только вышли из кафе («У Борисыча», рядом с АЗС), как местный житель
меланхолично сообщил, что из-под брюха что-то течёт. Оказалось, конденсат. Но
нервных клеток ещё поуменьшилось. В качестве компенсации им же было заявлено,
что от Мартыново пойдёт хорошая дорога. Он ошибся. Не от Мартыново, а от
Целинного. А до тех пор – 60 км разбитого, убитого и забытого асфальта. Но по
сравнению с тем, что было раньше…
17-00, 1020 км. – Бийск. 200 км от Кузедеево поехали
за 3,5 часа. Заправка 20 л.
18-05, 1090 км. – Белокуриха. Дождь. Гроза. Про
Церковку даже не вспомнили. Пошел за пивом. Оставил в магазине на прилавке
бумажник со всеми деньгами и документами. Вернулся через полчаса. Отдали. Жизнь
налаживается.
Учитывая погоду – дождь, гроза – решили
завтра ехать на Шинок на УАЗике-452. И очень правильно.
26.07.05.
Машина отдыхает, катаемся на УАЗике. Утром, часов в 7,
выехали из Белокурихи. Дорога хорошая, пока асфальт. Первое время идет вдоль
Чергинского хребта, потом через него. До поворота на Шинок - никаких проблем, лишь интересная технология
ремонта дороги: поперек примерно на 2/3 ширины дороги прокопаны шурфы, штук
10-15. Грунт оттуда лежит здесь же, на дороге. Может, дренаж делают, а может,
что еще. Перед поворотом на Шинок УАЗику подключили передний мост, и не зря. В
сухую-то погоду по этой дороге проехать на легковой не
легко (по-моему). Есть 3-4 места, где ручьи перебегают дорогу, смывают грунт и
вымывают булыги. А после дождя и вся остальная дорога не проста – месиво,
колея, в горку. Здесь я окончательно убедился, что выбор в пользу УАЗика
оказался верным. Да и то пару раз на подъеме буксовали. Но, в конце концов,
добрались до стоянки, что-то кому-то заплатили, и – вперёд!
Шли, совсем не торопясь. В путеводителе
написано – час ходу, мы растянули удовольствие на три. Оно того стоило.
Прекрасная погода, красивое ущелье, дорога вдоль горной реки с множеством
бродов. В жаркую погоду переходить речку вброд, а через 100 метров ещё и ещё –
просто какой-то праздник. Первый брод переходили аккуратно, с камушка на
камушек… А всего их около полутора десятков, так что в
последующие входили практически напролом с какой-то щенячьей радостью. Одно
время даже про водопады забыли, дорога того стоила. Но они–таки появились.
Сначала маленькие, затем больше и больше. И вот первый водопад с именем –
Мираж. Невысокий, но широкий и каскадами. А за ним сквозь ели уже угадывается другой, посерьёзнее.
Йог, 25 м. Пожалуй, самый красивый. Потом тропа взбирается на скалу выше него –
и вот уже Йог внизу. Если к обрыву подойти – жутковато, метров 40 будет. Потом
ещё вниз, к истокам Йога, и дальше, снова вверх по реке – к Седой бороде.
Совсем уже недалеко, так же на подходе просматривается из-за деревьев. Здоровый,
около 70 м. Сам узкий, а отдельные струи разбиваются в полёте о камни – вот
Седая борода и получается. Поднялись по сыпухе сбоку примерно на треть высоты,
Здесь же и перекусили. Сбоку шумит водопад, внизу в его брызгах дрожит радуга.
Красота.
Обратно на стоянку вышли часов в 18,
здесь встретили еще новосибирцев. Спустились до Чёрного Ануя, тут уже
основательно поели. И напоследок – дождь с градом. В Белокуриху вернулись в
десятом часу. Завтра нас ждёт Актру!
27.07.05
Выбирали из трех возможных путей из
Белокурихи до Курая:
-
через Алтайское – Аю и дальше по Чуйскому тракту;
-
через Алтайское – Чергу (старый Чуйский тракт):
-
по вчерашней дороге – через Солонешное – Усть-Кан - Туэкту.
В
конце концов остановились на среднем – старый Чуйский
тракт. Через Аю немного короче, дорога получше, но
больно большой крюк. Через Усть-Кан решили пока не пробовать, а проехать по
ранее езженой дороге. Хотелось в Курае пораньше оказаться, что бы после обеда
быть уже наверху. Дальнейшие события стали прекрасной иллюстрацией поговорки
«гладко было на бумаге, да забыли про овраги…». Ну не забыли, конечно, просто
не знали. Не знали об очередной современной технологии ремонта дорог. Однако по
порядку.
8-10. Выехали из Белокурихи в сторону Алтайского. Нормальная знакомая дорога, дождь. Недалеко
перед Комаринским перевалом, слева вверху – пещера. После Комаринского, сразу
за Белым – маральник. Маралов не видно, зато белые верблюды – как на ладони.
Спокойно доехали до развилки Черга – Усть-Кан, без колебаний повернули на Чергу.
Осталость километра три-четыре. А там – М-52, и полетели до Курая!
Но что это машины впереди стоят? Много… Встали и мы.
11-15. Встали в 3-х километрах(!) от Черги. Всё очень
просто – очередной ремонт дороги. Вернее, прокладка нового участка, выше прежнего.
Кто ездил – знает, там дорога совсем низко идет вдоль речки. Теперь решили это
место поднять метров на десять. Технология такая; старая дорога
закрывается на неопределённое время
(3-4-5часов). Сверху взрываются скалы. Старая дорога засыпается обломками.
Наверх забирается бульдозер (супер-бульдозер, зверюга какой-то, похож на
английский танк времен Первой мировой, но с
кондиционером). Он начинает прогрызать новую дорогу, сталкивая обломки скалы
опять же на старую. Потом ему это надоедает (через
2-3-4 часа), он спускается вниз и начинает расчищать коридор для пропуска
истомившихся машин. Машины спешно проходят, и всё начинается сначала. Когда мы
подъехали, процесс только начался, и бульдозер самозабвенно ворочался среди
скальных обломков. Сходил я к нему, ощутил себя букашкой и вернулся. Все
водители уже передружились, вместе стоим, курим, языками чешем. Почему-то всем,
кроме нас, надо в Горно-Алтайск. А нам предлагают через Усть-Кан в Туэкту. Но
такой крюк совершенно не вдохновляет, решаем ждать. Ждём, курим. Курим, ждём.
Время идёт. А машина в Курае ждать бесконечно не будет… Тут
подъезжает «Нива» с регионом «04». Тут
же вводим её в курс дела, делимся своими заботами. Ответ алтайца прост, как правда: «Через Барагаш – Шаргайту и наше село Бешозек,
там после перевала уже асфальт до Ябогана, а там и Туэкта рядом». При этом
бульдозер уже сполз вниз и вознамерился расчистить дорогу. Но алтаец был
настолько убедителен, что через минуту мы уже разворачивались задом к Черге.
Двести метров до развилки на Усть-Кан, вот отсюда – справа – мы приехали… Чёрт,
а где же дорога???
И здесь ремонт. Уже не смешно.
Технология позавчерашнего дня – дорога завалена кучами щебня, глины и песка,
между ними уверенно пробираются КАМАЗы. Но мы, закаленные всем предшествующим
опытом, смело выезжаем им на встречу. И КАМАЗы
замирают, смиренно ждут, пока я откачу непроходимую булыгу со своей колеи.
Всего-то метров двести, и вот мы уже на щебенке. И поскакали. Верх-Кукуя (ударение на «я»), одноимённый перевал с красивым
спуском. Снова развилка. Направо
Усть-Кан, а нам налево. Барагаш, Шаргайта. Сусликов-ямурангов просто
море. Шаргайта удивила – весь посёлок обнесён изгородью, а внутри кипит
капитальное строительство. А вот заправок-то нет. Бешозек, перевал.
Прдприграничная зона. И точно – дальше асфальт, как песня. До Ябогана, даже
дальше. Потом попадается щебёнка, но очень хорошая.
14-30. Туэкта. Давненько мы не были на Чуйском тракте!
Дальше - проще. Заправка 40 л. в Онгудае, здесь уже есть МТС. Связался с офисом
альпцентра в Г-Алтайске, там подтвердили, что машина ждёт нас и ещё одну
группу.
В Чибите – новый указатель направо – турбаза
«Надежда», 1 км.
После Акташа справа, как всегда, неожиданно, в разрыве
лесистых гор открываются белоснежные ледяные пики Северо-Чуйского хребта. И сразу
начинаешь понимать, что скоро окажешься совсем в другом мире.
В 17-20 – Курай! Поднялись часа за три, на Перевалке
сели ещё новосибирцы. Вечером хорошо посидели «за знакомство».
28.07.05
Спать легли в первом часу. Накрапывает
небольшой дождик, рядом шумит Актру. Такое ощущение, что с прошлого года отсюда
и не уезжали – почти ничего не изменилось. Даже бурундук тот же.
Вчера вечером, наконец, определились
куда пойдём. Похоже, для нас остался только один нехоженый маршрут – Зеленая
гостиница-Купол. В прошлом году поднимались на Учитель,
осваивали кошки на леднике Малый Актру и добрались до Голубого озера и Большого
Актру. Так что сегодня – на Зеленую гостиницу, а завтра снова на Малый Актру с кошками (мечты, мечты…).
Вышли
часов в 10 двумя группами: первая, во главе с Самым
Главным Инструктором шла на Малый Актру тренироваться в связке, далее мы.
Вскоре Самый Главный показал куда-то вверх нашему
инструктору. И сказал, что это – самый трудный участок, дальше проще. Мы это
интерпретировали, как крутой, но доступный подъем. И смело пошли вверх.
<Вот
здесь было бы интересно получить комментарии от людей, знающих эти места.
Подъем на Зеленую гостиницу идет по ущелью, заваленному курумником – в разных
местах мелкий, средний или крупный. Справа по ходу подъема к этому ущелью
примыкает еще одно, примерно в четверть длины от первого, но круче и сложнее.
После подъема наверх этого ущелья приходится перебираться на примыкающую стену
основного, а потом спускаться вниз, на курумник основного, т.к. малое, правое
ущелье заканчивается выше основного в том месте, где они сливаются. Вверх мы
пошли через правое с последующим переходом и спуском в
основное, а спускались только по основному. Зачем нас повели вверх более
сложным путём? Может, так принято? Но у нас цель была не умучаться, а по
возможности спокойно подняться. >
Поначалу всё было интересно и весело.
Крупные камни сменяла сыпуха, шли осторожно, лесенкой, чтобы не осыпать нижнего. Постепенно подъём становился круче, ёлочки внизу
всё меньше и меньше. Настроение становилось серьезным. Я держал в голове ту вершину, на которую
указал Самый Главный, однако глазом ловил её нечасто –
в основном, высматривал каждый следующий шаг. Еще в прошлом году этот маршрут
был закрыт и считался камнеопасным, но, видимо, в этом году камушки
поуспокоились. Как позже выяснилось, не все.
Технология подъёма –
взглянул на нижнего, выбрал место для следующего шага. Если сыпуха мелкая – можно слегка притоптать, если камень – пощупать
ледорубом. А средняя – ни то, ни сё, лишь бы нижнего
не усыпать. Шаг, и всё сначала.
Жарко. Камушки обильно поливаются
потом. Но это только начало, поэтому идём бодро. Ещё круче, кое-где приходится
друг друга на ледорубах подтаскивать. Мысль о том, как здесь спускаться,
кажется хоть и преждевременной, но весьма любопытной. А ёлочки стали ещё
меньше, зато начинают открываться языки Большого
Актру. В прошлом году видели их только снизу, а теперь, похоже, на равной
высоте. Вскоре мы увидим их сверху.
Ну вот, наконец-то! До вершины подъема – рукой подать.
Карабкаемся, забираемся наверх в ожидании чего-то замечательного. Последний
шаг… Что это? Справа почти отвесная скала, впереди и слева - обрыв, уходящий на
курумник нового, гораздо большего ущелья. Конечно, где-то там, вверху оно тоже
заканчивается, однако сколько ещё идти! И главное –
зачем было лезть сюда, когда можно было подняться по основному ущелью слева? И
самое главное – а как отсюда перебраться на нижний
курумник?
Оказывается, вот так. Прижавшись к скале и
распластавшись по ней, двигаемся
приставными шажочками, ловя руками любые трещинки и впиваясь в них
пальцами. При этом я ещё успел поймать брошенный на меня взгляд, в котором
прочёл очень много про себя вообще и про этот поход в частности.
Ладно, не очень много было такого передвижения.
Отдышались и спустились вниз, жалея о потерянной высоте. Дальше пошло полегче, а, может, немного освоились. Похоже, что и подъем
стал местами положе, больше крупного камня. Чаще удавалось бросить взгляд
наверх-вперёд – вскоре где-то там показался водопад, стало веселее. Сзади-внизу
– ёлочки превратились в травинки, ледники опускаются ниже. И вот уже совсем
близко вершина, очумело топаем вдоль водопада, иногда
прихлёбывая вкусно-безвкусную воду. А сзади, из-за массива Кызыл-Таш,
показывается красавица Актру! Усталости как не бывало, наверх, наверх. Вот и
она, Зеленая гостиница. Небольшое травянистое плато с множеством ручейков, на
горизонте – ещё один водопад. Обходим справа скалу,
вдоль которой шёл подъём. И становится ясно, ради чего мы сюда шли.
Высота – чуть выше 3000 м. Слева – скала с водопадом,
справа - ещё одна скала, и в этом обрамлении – чудесная картина. Пики УПИ и ДВС, языки Большого Актру, дающие начало притокам Актру,
«бараньи лбы», Маашейский перевал, весь в снегу, и - аккуратная, как на картинке, в снежной
шапке – сама Актру. Под ногами обрыв, уже не выстланный курумником, а
просто скальная стена.
Ходим, смотрим, наслаждаемся. Отдохнули, пообедали. А
вот на Купол не пошли. Теперь думаю, может зря. Но в тот момент казалось, что
лучше, чем здесь, уже не будет. Да и усталость, несмотря на кратковременный
отдых, даёт о себе знать. Правда, маскируется она под чувство глубокого
удовлетворения. А оставалось до Купола ещё 500 м подъема по сыпухе.
Ладно, вперёд и вниз! Подошли к спуску. Под ногами,
где-то далеко-далеко бежит ручеёк, там жильё, люди… А
нам до всего этого ещё несколько часов напряженного спуска. Пошли. Вот уже и
водопад перестал шуметь, забился куда-то вглубь. Снова слева - стена, справа
- стена, впереди-внизу камни, камни,
камни. Идти полегче, потому что вниз, но ступать
приходится ещё тщательней. Часа за полтора добрались до брошенной метеостанции,
там передохнули, и дальше. Вот уже миновали то ущелье, по которму поднимались
вверх. Ёлочки внизу заметно подросли, ледники снова поднялись вверх. Осталось
не больше четверти пути, как вдруг начали попадаться совсем уж живые камни.
Ледорубом сначала проверишь – вроде стоит, наступишь – оживает. Три или четыре
камня подряд прошел удачно, а следующий был мой. Вывернулся из-под ноги, и ушёл
вниз. Не удержался я, даже ледоруб не помог.
Помню только хороший удар каской о камень, а в каске голова. Лежу,
постепенно приходя в себя после падения. Вроде всё цело, даже не вериться –
каской приложился прямо по центру. Медленно сажусь, руки дрожат, левая нога
болит. Похоже, растяжение. Отдохнул,
покурил. Вроде успокоился, пробую вставать – плохо, идти – никак… и помочь-то
мне нечем. На равнине можно было бы опереться на кого-нибудь, да хромать
понемногу, а тут сам завалишься, и товарища утянешь. Поэтому дальше спускаюсь
так: намечаю ближайшую цель – крупный заметный камень, и сидя, опираясь на руки
и одну ногу, постепенно подтаскиваю себя к нему. Темп, конечно, резко падает. Но часа за
полтора такого переползания удаётся хорошо спуститься. Тут уже и спуск слал
более пологим, и конец его совсем близок. Ёлки
приобрели нормальные размеры, ручей призывно журчит метрах в пятидесяти. Снова
беру ледоруб и гордо дохрамываю до последней ложбинки. Всё. Спустились.
Несмотря на происшествие, всё здорово. Пара подъём-спусков, и мы в лагере. Еда, пиво. Жизнь прекрасна и удивительна.
29.07.05
Конечно, на ледник не пошли. Нога болит
и подворачивается в самые неподходящие моменты. Не хватало ещё навернуться в
кошках на леднике… Выспались, позавтракали, лениво
(дальше всё было лениво и неторопливо) побродили по нижнему лагерю, вдоволь
насмотрелись на Актру, горы, ели, кедры. Нашли полянки с эдельвейсами. Где-то
около обеда загрузились в «Урал» и поехали вниз. В Курае были около 15-30,
забрали свою машину со стоянки – и в путь. Заправка – 40 л. в Онгудае. На
Семинском переночевали.
30.07.05
К вечеру были дома.
2525 км.
7 дней.
Всё было здорово.