Новосибирск – Абакан - Буйбинский перевал – Кызыл –

Ак-Довурак – Сотый (Саянский) перевал – «Снежный барс» - Абаза – Абакан – Шира - Новосибирск.

1-4мая 2004 г.

Фотоальбом находится ЗДЕСЬ.

            К этой поездке готовились заранее. Особый интерес вызывали два пункта:

-                     тувинцы;

-                     погода на перевалах.

Хорошо, что по первому вопросу ориентировался не только на СМИ и Интернет, но и мнения коллег – уроженцев Кызыла и периодически бывающих как в столице, так и в других краях республики Тува. СМИ и И-нет, в основном, смакуют начало 90-х и создают общий неблагоприятный фон. Коллеги же уверяли, что сейчас всё не так, и безопасно – как, впрочем, везде. Это мнение и было принято за основу.

Относительно погоды – был опыт путешествия до Буйбинского перевала и Тормозаковского моста ровно год назад, в начале мая 2003 г. В предгорьях была отличная погода, сухо, травка зеленеет и цветочки цветут. Выше, на перевале – по краям дороги снежные бурты до 1,5-2 м, но дорога очень хорошо прочищена. Однако перед поездкой внимательно следил за погодой в тех краях. Да и коллега буквально за три дня до нашего выезда вернулся из Кызыла – всё сухо и чисто.

Ну, поехали!

 

30.04.04

19-03. Старт вечером, после работы. Как и в прошлом году, цель – Кемерово, гостиница Томь. До Плотниково без чудес,  а перед самым мостом – ба-бах! Правое заднее. Деваться некуда, ставим запаску. Тут же нарисовался мужичок в некотором подпитии, стал зазывать к себе. Мол, у меня тут во дворе дома шиномонтажка. Сразу же возникла версия, что именно он на дороге всякую дрянь раскидывает, работу себе создаёт. А другим проблемы. Поехали до Журавлёво, там и отремонтировались. Было две дырки от острой железки и штыря. В Кемерово приехали уже затемно, традиционно поблудили. Машину – во двор КУГИ, ужин, и спать.

01.05.04

         Первое чудо – утки на Томи и восход над Томью. Солнце из-за холмов встаёт быстро и сразу всё вокруг меняется. Но в этот раз оно нас врасплох не застало, всё было заснято на фото и видео. Однако восторг не меньше прошлогоднего. Ладно, поехали. Сегодня до Шушенского.

                  А ехали так: сначала до Ачинска (13-45 нск), потом направо, через Назарово на Ужур, дальше налево, на Новосёлово, Вот уже и М-54 (15-10), впереди Абакан и Шушенское. Погода хорошая, дорога прекрасная, всё здорово. В Ужуре перекусили, где-то в район Чёрной речки остановились на шашлык. В это время хакасские степь абсолютно жёлто-сухие, редко можно найти пробивающиеся цветы. Нам и здесь повезло. Пока готовился шашлык, решил взобраться на ближайшую, с виду небольшую, гору. Добрался только до середины – машина внизу превратилась в букашку, до верха еще далеко. Вокруг желтые горы, степь, узкая ленточка М-54, и Енисей с заливом Чёрная речка. Похоже, ко времени моего спуска шашлык уже будет готов, так что вниз.

         Перед Абаканом тормознули за превышение гаишники, но обошлось разговорами.

         Около Минусинска хорошо поблудили, сделали какой-то огромный крюк перед выездом на Шушенское. А в Шушенском (20-45) всё по прежнему – уютная гостиница «Турист», коровы на улицах, злая собака на стоянке…

02.05.04

Утром в Шушенском лёгкий снежок. Меня начинают терзать смутные сомнения…. План прост – проехать через Буйбинский перевал, спуститься в Туву, неспешно проехать до Ак-Довурака, и через Сотый перевал – на «Снежный Барс». Расстояние вменяемое, для первого раза в Туве нормально.

Ладно, поехали по Усинскому тракту. До Танзыбея без чудес, но погода не радует. Пасмурно, иногда снежок идёт. Всё время вспоминается прошлый год – солнышко, зелень, птички цветочки. На берегу Кебежа шашлык жарили, даже была мысль искупаться. А сейчас… Ба, да это ведь то самое место! От края дороги до реки – СНЕГ и СУГРОБЫ, на реке – ЛЁД. Смутные сомнения усиливаются. Но едем дальше. Снег и лед с обочины постепенно начинают захватывать всю дорогу. «Медленно и методично». К началу подъёма на перевал все дорога покрыта блестящей корочкой льда. Шипов нет, но резина типа всесезонка, пока едет. О! Сверху спускается «Волга» - первая встречная за последний час. Сейчас узнаем, что там дальше. Торможу, выхожу, машу. Волга реагирует. Колёса крутиться перестали, но скорость не сбавляет. Катится, как ни в чём не бывало. Пока на снежную обочину не съехала, не остановилась. Поговорили, покурили. Сказал, что грейдер где-то впереди. Что я проеду, он же проехал. И то верно, не обратно же ехать, через Абакан до Барса. Еще покурил, резину попинал. Ну, пора.

         Где-то перед «полочкой» всё и началось. Снег. Мокрый и много. Скользко.  Какие там горы слева! Какой там Спящий Саян! Ничего не видать. Дворники гребут изо всех сил, следов грейдера не видать. Затягиваемся под «полочку». Здесь тише, зато – здравствуй, грейдер! Ворочается на выезде, сам для себя дорогу чистит. Несколько раз тыкался обогнать – вернее, обползти – всё никак. Наконец, удалось. Но чуть об него не зацепился. Странно, но перед ним дорога получше, да снег немного меньше стал. Чуть проползли ещё вверх – стоит «жигуль» поперёк дороги, мордой в правый снежный бурт уперся. Остановился, предложил помочь вытолкать – отказался. Говорит, лучше грейдера дождусь, да за ним поеду. Ну, хозяин-барин. Дальше до перевала как-то всё попроще пошло. Снег почти прекратился, солнце стало выглядывать. На Ойском озере остановились передохнуть. Тут избушка, из трубы дым идёт, рядом собаки скачут. В избушке жарко натоплено, и две женщины. Разговорились, У них сегодня утром была связь с Сотым перевалом. Там снега ещё больше, но тамошний местный грейдер грозился утром прочистить дорогу.

                  Погода совсем разошлась, но по-зимнему. Снег по пояс, чистое небо и яркое солнце. В надежде, что самый трудный участок позади, трогаемся вниз. Чуть спус­тились – навстречу «Хонда» с лыжам наверху. Остановилась прямо под ЛЭП, от­ту­да народ повыскакивал, кто на лыжи, кто на доски – и с обочины вниз, вдоль про­водов. «Хонда» развернулась, и обратно. Да резво так, будто нет ни снега, ни льда, ни серпантина вниз. Пока мы до Тормозаковского моста потихонечку съех­али, вся команда была уже там, и в машину грузилась. Они снова вверх, а мы - на Кызыл.

                  Чем ниже, тем теплее. Вот уже справе речка бежит, наверное, Буйба. Пока еще вся в снегу, но скоро зима заканчивается. Тепло, дорога чистая. Остановились, по тайге немного побродили. Воздух свежий и сырой, птицы довольно кричат. Тронулись дальше. Добрались до перевала на границе Хакасии и Тувы, вокруг какой-то мёртвый горелый лес. Зато на спуске с перевала, слева по курсу, начали разворачиваться красивые картины. Внизу лежит долина, к ней спускается зеленая тайга, а с другой стороны долины – жёлтые плюшевые горы. И всё это затянуто лёгкой дымкой. Как-то сказочно, не по земному. Такое кино было почти до Кызыла, только дорога уже совсем вниз спустилась. А закончилось всё внезапно – тонкий писк откуда-то сзади-снизу, потом характерное подпрыгивание. Опять заднее правое. Но на этот раз серьёзнее – то ли где-то цапанулся задом и развал-схождение сбил (4WD), то ли что другое, но покрышка до корда прошоркана, проволочки торчат. Ладно, вешаю запаску. В Кызыле разберемся. Однако чувствую, что из графика выйдем.

                  Кызыл совсем рядом – вверх-вниз, между холмов, вот и он. И Енисей тут же. Заправились, поехали шиномонтажку искать. Однако праздник сегодня, 2-е мая, выходной. Закрыто всё. Наконец где-то недалеко от центра нашли. Шиномонтажка работает, но чинить-то нечего. Надо что-то покупать, а шинный магазин опять же закрыт. Однако хозяева - тувинцы - рядом оказались, вошли в положение, и ворота распахнулись. Конечно, продаётся всё только парами, да и нет у них всесезонок, а уж «Обсервы» тем более. Лучшее, что нашел – пара б/у «Бриджстоуна» летнего. Да и цены покруче новосибирских, а что делать. Пока искал, покупал, переобувался – время просто летело. Немного поездили по Кызылу – приятный зеленый город. Потом поблудили на выезде – оказалось, что на нашей карте один мост через Енисей, а в реальности – два. Выехали поздно… На красивости по дороги времени совсем не оставалось, поэтому в основном глазели по сторонам из машины. Впрочем, это поездка и задумывалась, как обзорная.

                  Едем быстро, а время летит ещё быстрее. Прикидываю расстояния, получается, что Сотый будем проезжать затемно. Вспоминаю заснеженный Буйбинский, прибавляю «периферийность» Сотого и умножаю на сумерки… Становится волнительно, хочется ехать ещё быстрее. Шаногар пролетает мимо, вот уже и Енисея справа нет. Чаган, заправка. Наконец Ак-Довурак. Небольшой город, милиция на перекрестках. Уточняем дорогу на Абазу - местные пару раз куда-то не туда указывают. А может, сами недопонимаем. Крутимся по городу, время идет. Наконец, вырвались. До перевала – 100 км (потому и «Сотый»). Немного приоткрываю попутчикам трудности предстоящего пути – не верят! Какой там снег и перевал, когда вокруг лето и степи! И это тема становится преобладающей в разговорах. Ладно, моё дело предупредить. Ага, вот и горы начинаются! Откуда ни возьмись - скалы, камни, серпантин. Почти Чикет-Аман, даже поизвилистее, но меньше. На вершине  - пирамида из камней, два памятника, оградка. Остановились, передохнули. Здесь невысоко, погода такая же, как внизу, так что вера в мои слова насчёт Сотого окончательно падает, настроение путешественников за мой счёт еще подрастает. Ну чего там – еще светло, ехать совсем чуть-чуть (они решили, что это и есть Сотый, а ото него до Барса не больше 15-20 км). Ладно, не будем разубеждать. Жизнь сама всё расставит по своим местам. Поехали.

                  Дорога вниз, степи закончились, вокруг тайга. Вскоре КПП-ДПС, по-серьёзному, с опущенным шлагбаумом, автоматами. Проверка документов, досмотр авто, перепись. Наконец шлагбаум лениво поднимается. И снова – ровная дорога, вокруг ели-кедры-сосенки. Однако смеркается. Ещё…ещё… Вот уже хорошие сумерки… Где же Сотый? Ага, дорога постепенно начинает подниматься вверх. С серого-серого неба  начинает капать дождик. Чувствуется, что очень холодный. Вот уже это не дождик, а снежок пошёл. А что же у нас под колёсами? А там уже нет асфальта, а тот же снег. И никаких следов встречных или попутных машин. Мы одни… Снег валит хлопьями. В машине всё утихло. Похоже, мне, хоть и поздно, но поверили. Видимость плохая – темно и снег, видны только общие очертания. Дорога поворачивает направо, и перед поворотом открывается вид на наше скорое будущее – немного вниз, налево, снова в гору… и дальше, на середине горы – ВСЁ. Дорога теряется в каком-то плотном облаке, окутывающем гору – то ли плотный снег, то ли туман, то ли всё вместе. Обречёно ползём в это месиво. Чуть вниз, налево – тут ещё что-то можно рассмотреть сквозь снег  - L2–L, и в гору. Последний взгляд вокруг, и втягиваемся внутрь.

                  …Упёршись лбом в лобовое стекло, выискиваю дорогу под колёсами. Её почти не видно – всё вокруг серо-белое и крутится. Повороты угадываются по приближению слева или справа снежных буртов. Иногда такое ощущение, что дорога становится узкой даже для одной машины. Можно выключить фары, это ничего не изменит – они забиты сначала мокрым, а теперь уже холодным снегом. Со стёклами то же самое, только лобовое спасают раздувшиеся от снега дворники. Некстати вспоминаю, что сзади летняя резина. От полного привода при этом явно толку нет, скребёмся в основном передними. А дорога всё вверх и вверх, снег гуще и чаще. Изредка мелькает мысль про встречную машину. Думаю, что это будет конец пути для обоих – дорога сзади скорее всего уже занесена, спускаться некуда и невозможно. Будем здесь лето зимовать… В машине полная тишина, лишь я что-то бормочу, уговаривая сам себя и машину. «Ну вот еще поворот, а там уже и перевал скоро, оно же не очень высокий, скоро кончится подъем, дальше легче будет…». Немного положе становится подъём, потом почти сразу вниз. Такое ощущение, что мы превратились в огромный снежный мокрый ком, а потом еще и корочкой покрылись. То ли сами едем, то ли катимся потихоньку – не понятно, но машина руля слушается, хотя и пытается разогнаться. Приходится подтормаживать, и снова уговаривать. «Сейчас-сейчас, скоро это кончится, внизу такого быть не может, а мы же спускаемся». Пока вокруг то же самое – снежное месиво внизу, вверху и по бокам, ползём, как в манной каше.

                  Но всё-таки редеет каша. Так же быстро, как и начиналась, заканчивается., и мы вываливаемся из этого облака по другую сторону перевала. (Видел я его потом летом. Вообще никакой, уменьшенный макет Семинского.)

                  Вот теперь действительно недалеко. На небе уже луна, на душе становится легко и спокойно. «Снежного Барса» нашли со второго раза, с трассы налево в лес, около километра по камням и грязи. Там нас уже давно ждали. Накормили, напоили, печку натопили и спать уложили.

03.05.04

Так я и думал, что после вчерашнего никто со мной в четыре утра на глухариный ток не пойдёт. Для очистки совести всё же напомнил, и получил дружный отказ. Ну и ладно, один пойду. Как проснулся – сам не пойму. Может, и не засыпал вовсе.

                  С инструктором. Где эти глухари в темноте майского утра, в четыре часа,  в тайге… Пошли, однако. Сначала шли простыми человеческими шагами вглубь тайги, примерно с полчаса. Снег -  где по щиколотки, где по колено, а сверху наст. Хрустит. Дальше так идти нельзя, дальше пойдём под песню. Сначала он щёлк-щёлкает, а потом несколько секунд потрескивает, это его песня и есть. Вот в это время надо один-два шага сделать, и замереть. Чуть раньше, чем песня закончится, а то шорох последнего движения он уже слышит, и улетает сразу. В теории всё понятно, а на практике… Последний шаг далеко не всегда успевал закончить, то на одной ноге замрешь неловко,  потом или ногу ставить на снег, или самому падать – результат один:  нету его уже. Да и темновато ещё, напарника бы не потерять. Около часа так скрадывали. К тому же времени, когда вроде бы начал осваиваться, ток закончился. На другое для первого раза я и не рассчитывал, так что в полной мере насладился прогулкой по весенней Саянской тайге под песни глухарей. Обратно возвращались не спеша, оглядываясь вокруг. Тайга посыпается от зимы, следов разных куча. Норки какие-то, везде шишки кедровые, зверьём нашелушенные за зиму. И запах, запах кедра, талого снега, влажной земли на проталинах…

                  Вернулись часов в семь, спать уже не хотелось. Однако до завтрака уснул. Утром вернулся народ с охоты – вчера вечером уходили на ночь, принесли какого-то большого зверя. А мы лениво побродили по «Барсу», ещё раз сходили в тайгу, недалеко. И к обеду уже ехали от «Барса» к Абазе. Тут-то нам глухарь и показался. Правда, копалуха. Сидит на обочине, никого не боится. Остановились – сидит. Только когда ближе подходить стали, неторопливо взлетела.

                  Дорога до Абазы очень красивая. Машин практически нет, только тайга, реки, перевалы. Как всегда жаль, что домой возвращаемся, времени опять не хватает. Ну да это же не отпуск, просто путешествие выходного дня.

Несколько раз пытались подъехать к Енисею, все неудачно. Наконец после Абакана за Пригорском свернули и выехали на берег. Как-то совсем  неуютно. Грязный заливчик, ветер. Вернулись чуть назад, от ветра за курган встали. Только было расположились – как вдруг обнаружили чьи-то кости. То ли древние, то ли свежие… Уехали обратно на трассу, ближе к Знаменке свернули в степь, подальше. Здесь и шашлык съели. Вскоре были уже в Шира, ночевали в гостинице «Унгур», пили пиво. Я.

04.05.04

Домой… Через Ужур – Назарово – Ачинск. В Назарово приятный сюрприз – на выезде небольшой, но богатый рыбный базарчик. Здесь теплоэлектростанция порождает теплые озёра. Набрали вяленой рыбы к вечеру и большую свежую форель.

         Ачинск – 12-15, Мариинск – 14-00.

         Дальше до Новосибирска без чудес. Под Кемерово сильно трава прошлогодняя горела, аж пожарки приехали. Дома были пол-восьмого…

3337 км.

Фотоальбом находится ЗДЕСЬ.

Хостинг от uCoz